История становления горнолыжного спорта

ВСЕМ ПРИВЕТ от Клуба Горнолыжников.
- История становления горнолыжного спорта:

История освоения плато Руи-Дашт и Сафед-Дара, впоследствии получивших в спортивной среде короткое название «Ходжа» и «Варманик», объединившиеся под названием «Клуб Варзоб».

(Воспоминаниями поделились И.Матвеева, Ю.Саушкин, В.Лаврушин, Л.Шпагина, Р.Таиров, М.Кармалитов.
На плато Руи-Дашт в 50-е годы двадцатого столетия работали геофизики, метеорологи.
В зимнее время в 1958-59 годов 20-го столетия на плато стали организовывать поездки туристов с деревянными беговыми лыжами от турбазы «Варзоб».
Примерно в те же годы в педагогическом институте на кафедре физвоспитания ввели специальности по горному туризму и альпинизму.
Преподавал там Иван Галустов.
Стали организовывать зимние восхождения через плато Руи-дашт.
Первой вершиной для зимнего восхождения была назначена Нойзахба.
Тогда же некоторый состав любителей отделился от «катальщиков-тараканов» на нижнем плато и передвинулся на более крутые склоны в районе установленного там дождемера.
Среди них были Таиров Рёва, Соколов Слава, Иванов Кирилл, Эдуард Дмитриев, Лаврушин Валерий, Анвар Шукуров, братья Фадеевы, Симакин Николай и др.
Постепенно альпинисты ушли в свои занятия на покорение вершин.
В 1960 году в Душанбе приехали Шайдуров Николай и Кармалитов Маркел после окончания в Миассе техникума по специальности «гидрогеология», которые любили кататься на горных лыжах в Чимбулаке (Казахстан).
В 1962 году на плато появилась пара настоящих горных лыж с ботинками.
Снаряжение приобрёл Лаврушин Валерий, но в дальнейшем заниматься горными лыжами не стал.
В 1963 году лыжники уже провели проверочные соревнования по горным лыжам.
Кинофильмы об этом были сняты Эдуардом Дмитриевым и Рёвой Таировым.
Мы их видели, но впоследствии они были утеряны.
Снега в декабре 1963 года было такое количество, что можно было кататься на холмах около локаторов за Пивзаводом в черте города.
Там катались Влад Минаев и Ирина Матвеева, переехавшие тогда в Душанбе, чтобы работать на Памире.
После катания на холмах возвращались до Геологоуправления по улицам на лыжах.
В январе 1964 года уже начал складываться коллектив любителей горных лыж: Минаев В., Матвеева И., Андреева Т., Таиров Р., Соколов В.
Потом к ним присоединились Дина Сейдузова. Галина Дитрих, Тамара Соловьёва и Тамара Артамасова. и др.
23 февраля 1964 года провели горнолыжные соревнования.
Трасса начиналась от дождемера.
Поставили 14 ворот и к соревнованиям допустили всех желающих на это спортивное мероприятие.
Участницами соревнований были Дина Сейдузова и Галина Дитрих.
На старте после сигнала «старт» Галина затушила сигарету Шипка о скользящую поверхность лыж и только потом поехала.
Прокатила трассу за 15 минут, хотя и падала в каждых воротах, осталась в восторге от собственной скорости.
В 1965 году число любителей горных лыж уже значительно увеличилось.
Появились энергетики (Никитина Т., Гетман И., Саушкин Ю.,Трофимов К., Шпагина Л.) Болтунов Ю.
Коля Шайдуров привёл молодых сестру и брата Поповых., Лёву Подгорного привела его мама, как уж слишком шустрого мальчика.
Пришли Станислав Гринькин, Володя Петров, Толик Филиппов, Толокнова Аделина, Воронина Лида, Телегина Людмила.
Занятия проходили на новом склоне недалеко от акведука, впоследствии получившего название «хосилотовский».
Шайдуров учил закреплять крепления с маркерами ремнями с крестом на пятке.
Потом Шайдуров стал мастерить пдьёмник с использованием двигателя от мотоцикла.
Коля по нескольку дней проводил в Ходже в палатке на снегу, возился со старым маломощным стареньким двигателем.
Большой вклад в сооружение подъёмника сделал Юра Болтунов с Володей Петровым.
Юра работал инженером автохозяйства или что-то в этом роде в Министерстве торговли.
Он достал два списанных движка от авторефрижераторов мощностью по 10 или 12 л. с. и они вместе с Петровым и компанией соорудили нормальный подъёмник, которым мы успешно пользовались год или два .
Тогда уже перешли на новый склон, на котором успешно занимались все горнолыжники вплоть до 90-х годов.
Каждому желающему пользоваться подъёмником надо было принести с собой пятилитровую канистру бензина для работы подъёмника.
Вот тут мы поняли значение подъёмника для горных лыж.
Всем было ясно, что надо бы перейти на электроэнергию.
Бензиновый двигатель всё-таки не так надёжен, как электрический.
Так что понимание важности подьёмника для горных лыж вложил в нас Шайдуров Коля.
В 1969 - 1970 годах группа энергетиков (Л. Шпагина, В. Бабиков) составили проект электроснабжения лыжного плато Ходжа Оби-Гарм и при активной поддержке руководства Таджикглавэнерго были сооружены линии 10 и 0,4 кВ, ТП 10/0,4 кВ.
На плато общими силами были установлены два новых самодельных электрических буксировочных подъёмника.
Энтузиасты работали летом и осенью, чтобы сезон открыть с новыми подъёмниками.
Беспрерывно работал сварочный агрегат под умелыми руками Алика Рачинского.
Поставили помещение для подъёмников.
В 1966 году решили организовать Федерацию горнолыжного спорта при Городском Спорткомитете.
Нас очень хорошо поддержал тогда председатель городского Спорткомитете Жазыкбаев (светлая ему память).
Затем состоялось представление горнолыжного спорта в Республиканский Спорткомитет, в Совет Министров Таджикистана и ЦК Компартии.
В 1977 году начался новый этап развития горнолыжного спорта на плато Сафед-дара вблизи пос. Такоб.
Начался наш "Варманик" со строительства автодороги и здания для спортсменов.
Первым директором спортивного комплекса Федерацией был рекомендован Подгорный Л.В.
Первым председателем Федерации горнолыжного спорта избрали Таирова Р.А.
Были созданы горнолыжные секции в обществах «Таджикистан», «Хосилот», «Спартак».