Алтын-Дарьинское ухо

В 1986 году Анатолий Филиппов предложил мне на период отпуска интересную подработку – принять участие в составе экспедиции по выполнению геодезических работ на Памире.

На тот момент Анатолий был штатным работником «закрытого» Предприятия №23, т.е. таджикского филиала Главного Управления Геодезии и Картографии СССР, а просто – ГУГКа, и имел в данной организации большой опыт работы и авторитет. Предложение было очень заманчивым, поскольку за такие работы в полевых и высокогорных условиях набегала кругленькая сумма. В задачи той экспедиции входило выполнение нивелировки 3-го класса на Северо-Западном Памире в районе Алайской долины. А если быть более точным, то нам предстояло «привязать» не отработанный участок местности к имеющимся реперным точкам от метеостанции Алтын-Мазар, расположенной на реке Муксу, через перевал Терс-Агар в Заалайском хребте и по ущелью реки Алтын -Дарья до ее слияния с рекой Кызыл-Суу. В основном вся техническая работа «ложилась на плечи» исполнителя, т.е. специалиста-геодезиста, а остальные члены экспедиции должны были распределить между собою роли помощников.

    Итак, было бы предложение, а спрос найдется. В конце июля месяца мы уже занимались подборкой оборудования, снаряжения, продуктов питания на базе предприятия, а я проходил курс «ликбеза» по основам геодезии и картографии.
Уже в августе загруженный грузовой автомобиль выехал из Душанбе на сутки раньше нашего отправления, а мы основным составом вылетели в пос. Ляхш на всем известном «Кукурузнике».
Примечательно, что пилотировался самолет нашими друзьями, горнолыжниками-любителями по Сафед-Дораку Аллахвердовым Володей и Пановым Костей. После взлета самолета и набора высоты, мы с Толей заняли в кабине пилотов почетное место на доске между креслами, тем самым получив от полета ощущения не обычных пассажиров.

     Из Ляхша наш путь продолжился уже на машине. Из-за маломощности двигателя нашего старого ГАЗ-51 кое-как поднялись на перевал и спустились в сторону Алайской долины на Киргизскую территорию. Взору предстали величие Памирских просторов и высоких гор с местным колоритом юрт и верблюдов по пути движения.

     Перед Дароод-Коргоном переезжаем Кызыл-Суу и направляемся в урочище Чукуры. Я, Анатолий и наш повар, едем в кузове грузовика, оборудовав на рюкзаках своеобразную лежанку у ближнего к кабине борта, что бы меньше трясло, задраив задний борт от попадания дорожной пыли, которая шлейфом вьется за машиной.
     Устав лежать, периодически выглядываем из-за тента и созерцаем пробегающие картинки ландшафта.
    У развалин брошенных литовок нашу машину останавливают два местных жителя. Если хоть как-то мы можем изъясняться по-таджикски, то тут, увы – киргизская речь и лишь пожилой мусафед начинает деловитый многозначный расспрос по-русски: «Геолог?» (ставя ударение на последний слог). Так же отвечаем: «Геолог, геолог!». Затем: «Куда пойдешь?», показываем на направление к перевалу. Такими не большими фразами, а так же по мимике и пальцам, наконец понимаем, что нам по пути, у них под перевалом отара и просят их взять с собой.
     Мусафеда-сарсафеда усаживаем на рюкзаках между нами, а молодой кыргызбой садится на двухсотлитровую бочку с бензином закрепленную к борту кузова, наклонив голову над металлическим каркасом тента.
     Поехали, продолжив не многословный разговор. Наша машина помчалась дальше по урочищу, временами пересекая ручьи и мелкие речушки. После очередного переезда водной преграды водитель не успевает «просушить» тормозные колодки и пытается затормозить перед внезапно возникшей неровностью на горной дороге. Нас несколько раз сильно подбрасывает.
     Парень, сидящий на бочке, падает на нас. Мы начинаем устраивать свои лежанки после таких подбросов и видим, как молодой чабан, подняв и одев тюбетейку судорожно что-то ищет на лежанке, а другой рукой прикрывает левое ухо. Все бы ничего – обычный рядовой случай в дороге, но вдруг нас поражает увиденное! Бедняга, с внезапно округлевшими, не типичными при этом для киргизов глазами, с семиэтажным русским красноречием, поднимает … ухо!?
     Оказывается, при сильном ударе о металлический уголок каркаса кузова ему сорвало кожу на голове и ухо.
     Вот и шокотерапия. Для всех шок, а ему – срочная терапия!
Повар усиленно бьет по кабине, останавливая машину. Достаем аптечку, Анатолий льет ему на рану перекись, а я перебинтовываю голову. Едем в Дароот-Коргон в районную больницу, оберегая раненого от дорожной тряски. По прибытию, передаем пострадавшего в руки врачей, пояснив ситуацию по получению травмы. Пока хирурги оказывают квалифицированную медицинскую помощь, сидим у крыльца ждем окончания операции.
Приезжает милиция, даем объяснения.
    Увы, чуда не случилось, бедняге утраченный орган пришит к нужному месту не был.
     Уже на выезде из больницы мусафед кричит нам в след: «Геолог – п…..с!» - вот тебе раз!
    Задание экспедиции в течение месяца было выполнено. Не отступая от альпинистских традиций, мы с Анатолием в свои выходные дни, поднялись на две вершины: пик Рогова (5105 м.) и пик Терс-Агар (4827 м.), «пробежали» до низовьев ледника Федченко – какие места!
     С вершин наблюдали красивейший сход лавины по леднику от землетрясения с шеститысячного пика Музджилга , любовались Корженевой и я слушал рассказы Анатолия о восхождениях на них.
     При выполнении геодезических заданий в экспедиции того года да и в последующие, было много интересных рабочих моментов со своими полевыми эпизодами. Но это были уже другие истории.