В начале 80-х мы занялись горнолыжным фристайлом. Все основные события таджикского фристайла начали происходить именно в Ходжа-Оби-Гарме, а не в Такобе. Боевой костяк команды составляли опытные спортсмены - Наиль Ахмеджанов, Петр Согрин и, давно катающиеся самоучки, - Люда Асанова и я.
Мы собирали информацию, налаживали контакты с единомышленниками на Украине и в России.
"Ходжа", по своему статусу, был просто любительским горнолыжным клубом. Наша ходжинская фристайл-команда была, конечно же, тоже неофициальной. Говорить о каких либо плановых тренировках или мероприятиях, типа соревнований, было рано.
Тем не менее, в нашей работе, мы придерживались определенной стратегии. Это было необходимо на тот случай, если бы нам пришлось выставить команду на соревнования от клуба или даже от республики.
В те времена фристайл еще не был олимпийским, но три основные дисциплины: - акробатика, балет и могул уже были четко оформлены. Именно по этим дисциплинам проводились неофициальные соревнования за пределами СССР.
В нашем распоряжении были пара фильмов с таких соревнований, методичка, составленная московскими энтузиастами из СКАНа (Спортивный Клуб Академии Наук), несколько кинограмм разных балетных элементов. Плюс к этому у нас была тогдашняя доступная в СССР горнолыжная экипировка, бодрый дух исследователей нового стиля, ну и, естественно, пижонство обладателей таинственных технологий.
Специально тренироваться для Могула смысла не было. Как справедливо замечает Елизавета Кожевникова, призер двух олимпиад по фристайлу: - "катание по буграм - русский национальный вид спорта". Мы просто катались по раздолбанным, изрытым трассам, фигурно выпрыгивая с бугров. В этой теме самым продвинутым был Наиль. Он свободно делал сложные затяжные «геликоптеры» (полный оборот в воздухе) и даже переднее сальто с бугра.
Фристайловская акробатика, вообще не горнолыжная, хотя, пожалуй наиболее эффектная дисциплина. Мы сделали пару раз спецтрамплины и полетали с них переднее и заднее сальто, но потом это дело оставили, - слишком уж другая опера. Основным нашим фристайловским интересом были - могул плюс «прямые» прыжки и фигурное катание - балет.
Могул и прямые прыжки еще ладно, их можно делать с любыми лыжами. А вот для балета, для выполнения некоторых элементов, нужны специальные лыжи.
Все ведущие фирмы мира такие модели лыж производили – «ELAN – ballet», «ROSSIGNOL – ballet». Однако, судя по всему, подобные лыжи производились в весьма ограниченном количестве из-за отсутствия широкого спроса.
Короче, достать фирменные балетные лыжи в СССР было просто невозможно. Немного отвлекаясь от нашей темы, заметим, что тогдашние исследования КБ горнолыжных фирм буржуев даром не прошли. Хотя балет так и не был включен олимпийскую программу фристайла, но появились «сноу-блейды». Блейды это ни что иное, как балетные лыжи. Сейчас блейды очень популярны, особенно у чайников.
В СКАН-овской методичке был описан один балетный элемент, который привлекал внимание, но было не ясно, как его выполнять на наших лыжах. Мы назвали этот элемент словом «циркуль», хотя в оригинале он назывался как-то по другому.
«Циркуль» это вращение с опорой на концы лыж :- носовую часть одной и заднюю часть другой.
Если опереться на палки сверху, держа их как рычаг переключения передач, а ноги с лыжами разводить вперед-назад, то постепенно поднимаясь вверх, оказываешься в совершенно идиотском положении. Прямые ноги почти в продольном шпагате, опора на снег - только одна точка, прямо под тобой - только сведенные вместе нос «задней» лыжи и задник «передней». Стоишь и балансируешь несколько секунд, пока не свалишься на лыжу вперед или назад, или пока лыжи не съедутся в обычное положение. Если убрать опору на палки, то вообще можно завалиться на бок.
Но это только статичная позиция «циркуля», для того чтобы выполнить элемент полностью, надо еще вертеться вокруг своей оси, сделать хотя бы один полный оборот, и палки приходится в определенный момент убирать и вертеться только на сведенных концах лыж.
Летом, на траве, отрабатывая «подъемы» и «прыжки» лыжно-балетного арсенала, мы научились делать «циркуль» довольно хорошо. Получался полный оборот, полтора, и даже два.
Пришла зима, и мы поняли, что выполнить «циркуль», хотя бы в один оборот, с нашими лыжами совершенно невозможно. Задняя половина обычной горной (не балетной) лыжи значительно жестче половины передней, и когда выходишь в «циркуль», то задник «передней» лыжи просто проваливается в снег, как нож в арбуз, до самой пятки ботинка. На фирменных балетных лыжах этот элемент выглядит очень эффектно, и выполняется значительно проще. Спортсмен не поднимается высоко вверх, это позволяет мягкий задник балетной лыжи. Его ноги не в «почти продольном шпагате», а просто в широком шаге. Поднимается над снегом при этом довольно высоко, гибкие задники лыж позволяют получать большую площадь опоры. На таких лыжах спортсмен делает элемент не в один-два оборота, а вертится как волчок, и при этом еще едет вниз по склону.
Наконец я нашел в одной московской комиссионке такие лыжи, которые вполне могли подойти для осуществления безумного плана. Это были детские Mladost, длиной 140 сантиметров. Лыжи были привезены в Душанбе, и теперь надо было думать, что с ними делать дальше. Задники этих лыж были тоже жесткими, и для того, чтобы делать «циркуль» на снегу, требовалось загнуть задники лыж, так же, как и носы.
Первоначальным вариантом было - расслоить задник лыжи, и затем снова склеить его, но уже в загнутой форме. Юра Тютин - "Борода", - технический гений и мастер нестандартных решений, когда я его спросил, что делать с лыжами, предложил более простой и надежный вариант, который и был воплощен в жизнь.
В месте предполагаемого заднего загиба я надпилил лыжи сверху - поперек, в глубину до самых кантов. Несколько запилов с промежутками в сантиметр.
Теперь задник свободно загибался вверх, как и нос лыжи, но если отпустить, то возвращался в исходное положение. Чтобы задник прочно держался в загнутом состоянии, я залил пропилы эпоксидкой, и, загнув задники, как надо, заармировал их титановыми пластинами, приклеив их к верхней - декоративной поверхности лыж. Эти изогнутые титановые пластины мне подогнали ходжинские друзья, мастера с ФОНОНа.
Ну вот, вроде бы лыжи и готовы. "Борода" сказал, что рано или поздно эти задники все равно отвалятся, но до тех пор, когда это случится, можно будет некоторое время использовать чудо - лыжи по назначению.
Ну, что!? Теперь на гору!
Получилось так, что с волшебными лыжами, я впервые поехал на гору не к себе, в Ходжи, а в Такоб, в гости к Сергею Ширкину.
Приехали вечером, всю ночь валил снег. К утру распогодилось и день обещал быть солнечным. Таким он и был. Это был реальный праздник для всех! Для всех кроме одного человека! За ночь снега навалило столько, что все сразу ломанулись на целинные снега и отрывались там до обеда.
Какая «целина»!? Я не мог нормально ездить даже там, где были трассы. Мои короткие узкие лыжи, словно в отместку за хирургическое вмешательство в их анатомию, просто отказывались держать меня на плаву. Какой там тренироваться? С этим «циркулем», я вязнул в снегу до колен, как в болоте. После обеда на трассах наконец ободрали свежевыпавший снег и обнажились старые льды. Я немного потренировал элемент, но усталость и испорченное настроение сказывались. У меня ничего не получалось.
Я стою на середине второй тысячи и докуриваю сигарету Астра, стрельнутую у кого - то из проезжавших знакомых. «Блин! Вот блин, а! Да катись все к чертовой матери! Надо же, идиот на дебильных лыжах! Надо было просто привезти нормальные лыжи... Хоть покатался бы как человек… Ну вот, блллин, припёрлись!»
Подъезжает Ширкин с компанией, они останавливаются передохнуть и бурно обсуждают какие то новости, прикалываются, смеются. Они успели и детские соревнования провести и накататься под завязку. Нет, определенно, я единственный идиот - неудачник на этой планете.
Серега обращается ко мне:
- А ты что тут загараешь - не катаешься?
- Да вот, решил передохнуть малость.
- Уработался?
- Да не то слово! Просто упахался с этим «циркулем».
- Каким ещё «циркулем»?
- Ну, я же тебе рассказывал.
- А, это типа юлы который?
- Во-во, он самый.
- Ну, так показывай чего напахал!
- Хм, “показывай”! Показывай... А-а-а, впрочем... Почему бы и нет?!
А, была - не была! Отталкиваюсь, разгоняюсь, плавный поворот; выехав поперек склона, колюсь обеими палками... заворачивая корпус в сторону горы, делаю шаг-разножку, поднимаюсь в циркуль… вот я уже развернут к горе... оттолкнувшись от снега палками, поднимаю руки над головой... вращение продолжается... вот 270, я лицом в долину... вращаюсь дальше... 360+90 - я опять развернут к горе... ось вращения начинает заваливаться вниз – в долину... падая на “переднюю” лыжу, доворачиваю последние градусы... и... эффектный “выезд из элемента” на одной лыже…
Получилось! Йё-маё! Получилось! Два оборота! Абсолютно чисто!
Зрители подъезжают ко мне и молча останавливаются. Такую хреновину они еще точно в жизни своей не видывали. В их взорах светится искреннее детское удивление с оттенками восторга и мистического ужаса.
Серега одобрительно качает головой.
Ph.D. Andrei V. Ivannikov, Institute Cytology and Genetics Novosibirsk, 630090 Russia